• 28.03.2024 21:23
Популярные метки

Блеск и нищета NFT. Как цифровой рынок делает художников беднее

Дек 21, 2021

Блеск и нищета NFT. Как цифровой рынок делает художников беднее

NFT-мания захватила мир в этом году. Знаменитые художники, популярные актеры, музыканты и спортсмены начали выпускать собственные уникальные токены, пытаясь запрыгнуть в последний вагон уходящего поезда. Новости о том, за какие бешеные деньги продаются NFT, появляются каждый день. Но изменила ли новая индустрия жизнь чуть менее популярных художников?

Художница Erika-Xero рассказала о том, как соотносится красивая сказка, которую рассказывают об NFT-индустрии с реальной жизнью диджитал-художников. И что с этим можно сделать (спойлер — пока ничего).

Рынок новый, а мошеннические схемы старые

По словам Erika-Xero, сейчас этот сектор наводнен мошенниками всех мастей. В основном они промышляют воровством чужих работ с последующей загрузкой в виде NFT на популярные маркетплейсы. Крадут как работы ныне живущих, так и уже почивших художников. Бизнес есть бизнес, тем более что работы умершего художника можно продать значительно дороже.

Ближе к концу года художники все чаще стали жаловаться на то, что узнают (чаще всего благодаря сервису DeviantArt Protect) о том, что их работы продаются в виде NFT на популярных площадках. Маркетплейсы, зарабатывающие конские комиссии, продолжают сквозь пальцы смотреть на верификацию пользователей и подтверждение прав пользователя на контент, продающийся на их торговых площадках.

Контролировать NFT, защищая свое творчество, если вы художник, не представляется возможным: « существует множество маркетплейсов и как минимум несколько блокчейнов, на котором можно «заминтить» NFT. Но даже на одном блокчейне — и маркетплейсе! — могут уживаться не просто одинаковые NFT, а целые коллекции-доппельгангеры [двойники — прим. ред.]».

Они исчезают

Еще одной проблемой стало то, что NFT не вечны — они исчезают. Например, это может случиться, если художник все-таки решит поднапрячься и сумеет подтвердить факт нарушения авторских прав. Тут пострадают как художник, чью работу украли, вынужденный долго доказывать, что он не верблюд, и произведение искусства никакой прибыли ему лично не принесло, так и покупатель, заплативший внушительную сумму мошеннику. NFT из коллекции ничего не подозревающего покупателя краденого просто испарится. А вместе с ним и деньги, которые за него были заплачены.

Никаких подтверждений личности по-прежнему не требуется: кто угодно может залить на маркетплейс абсолютно что угодно. Более того, минтинг на OpenSea бесплатный — комиссия взимается с транзакции при покупке.

Пользователи твиттера высказывают мнение, что на OpenSea орудуют боты, которые загружают на сайт ворованный контент целыми галереями, не сильно вникая в детали (в пользу этой версии говорит то, что на сайте появляются не только работы, но и прайс-листы и другие технические страницы).

Еще одной интересной особенностью подобных маркетплейсов является то, что разместить работу может любой пользователь, а вот художнику, желающему добиться удаления NFT, нарушающего его авторские права, приходится отправлять DMCA-форму (DMCA — закон, дополняющий законодательство США в области авторского права директивами, учитывающими современные технические достижения в области копирования и распространения информации), а это значит, что площадка получает личную информацию, которая парадоксальным образом будет передана мошеннику, жалобу на аккаунт которого оформляет автор.

Кто и как на самом деле зарабатывает на NFT?

На сегодняшний день сектор NFT является серой зоной, где можно легко реализовывать мошеннические схемы. Никаких отдельных законов, регулирующих эту индустрию, нет ни в одной стране мира. По словам знающих людей, NFT являются «лучшим в криптовалютном мире способом отмыть деньги». К тому же их легко перемещать – их не существует физически, а большинство платформ «работают с минимальными требованиями KYC (Know Your Customer) или вообще без них».

Новичкам на этом рынке — как и на традиционном арт-рынке — пробиться сложно.

Легко продать свою работу за миллионы долларов, когда ты — Бэнкси, и тебя знает весь мир, но среднестатистический художник обречен продавать свою работу за сумму, эквивалентную трем долларам.

При этом огромные суммы, за которые продаются цифровые произведения искусства, часто всего лишь отмывочная схема, в которой токен перепродается несколько раз знакомым и родственникам художника, чтобы набить цену и уйти от налогов.

Что делать?

Что можно сделать с бурно развивающейся индустрией, если ты скромный художник, мало что понимающий в пиаре и раскрутке через сетевые платформы продажи предметов искусства? В общем, пока ничего. Законы рынка работают против творческих людей. Только известное имя и как можно более громкая огласка могут оградить настоящего автора от мошенничества. И даже превентивное создание NFT коллекций со своими работами мало поможет — никто пока не мешает преступникам создавать точно такие же коллекции на других площадках и зарабатывать на них деньги, пока настоящий автор не займется всерьез отстаиванием своих прав.

С текстом статьи художницы Erika-Xero можно ознакомиться по ссылке.


Источник